Идеальный PR-менеджер 2017: образование, опыт работы, знания, навыки

Идеальный PR-менеджер 2017



Меня часто спрашивают начинающие пиарщики о том, каким должен быть специалист, чтобы построить успешную карьеру в сфере Public Relations. Имея большой опыт общения с руководителями различных компаний, директорами по маркетингу и HR-менеджерами, а также после изучения нескольких сотен вакансий на ведущих работных сайтах, в этом посте я с уверенностью могу описать портрет идеального специалиста по связям с общественностью 2017 года, по мнению среднестатистического работодателя (т.е. без каких-либо специфических требований).


Стоит сразу оговориться, что речь будет идти о «чистом» пиарщике, т.е. я не буду рассматривать таких специалистов, как PR-менеджер c функциями рекламщика, SMM-щика или любых других смежных профессий, а также руководящие должности, например, PR-директор или директор по коммуникациям.

Итак, идеальный PR-менеджер 2017 это…


Внешний вид

Однозначно презентабельный. Желательно носить нестрогий костюм или что-то менее формальное, но обязательно офисного стиля, по возможности более-менее современное. Обувь соответствующая. Без вычурных украшений и яркого вечернего макияжа (но дефекты кожи крайне желательно маскировать), со скромной укладкой и еле ощутимым ароматом парфюма.

Примечательно, но большинство работодателей сейчас не указывают в требованиях к соискателям «презентабельный внешний вид», но именно это часто бывает решающим фактором при трудоустройстве и последующем успешном сотрудничестве. Ведь PR-менеджер – это зачастую публичная должность, так сказать, лицо компании, и это лицо должно быть максимально приятным.


Образование и опыт работы

Наилучшим вариантом для пиарщика будет наличие соответствующего диплома о высшем образовании или диплома журналиста, лингвиста, филолога, маркетолога. Как альтернативный вариант – документ о повышении квалификации или профессиональной переподготовке в сфере связей с общественностью, в дополнение к первому высшему образованию не по профилю PR. Огромным плюсом является диплом или иной образовательный документ о прохождении курсов английского языка. Естественно, помимо документа нужно уметь говорить и писать на английском. При трудоустройстве предпочтительный опыт работы соискателя – 2-3 года на аналогичной должности, желательно в крупной компании из той же сферы.


Профессиональные знания и навыки

Это самая интересная часть поста, т.к. в разных компаниях из различных сфер деятельности требования к специалистам по связям с общественностью сильно разнятся. И все-таки попытаюсь выделить те, которые встречаются у большинства работодателей.


• Во-первых, это создание (на уровне идеи) информационных поводов, интересных СМИ, а также написание с соответствующим оформлением PR-материалов (т.е. копирайтинг и, при необходимости, рерайтинг): пресс- и пост-релизы, статьи, интервью, комментарии, обзоры, спичи. Для этого необходима грамотность, как в устной, так и в письменной речи, а также не только умение писать тексты самостоятельно, но и редактировать чужие.


• Во-вторых, это понимание специфики продвижения в Интернете вообще, и в социальных медиа, в частности: создание контента для корпоративного сайта (иногда с учетом ТЗ для SEO), ведение групп в 2-3 социальных сетях (обычно, на элементарном уровне SMM – публикация постов и ответы на комментарии), работа с релизоприемниками и тематическими площадками, а также опыт работы или хотя бы понимание особенностей таких направлений PR, как рекомендательный маркетинг, SERM, крауд-маркетинг и др.


• В-третьих, это умение разработать и организовать различные мероприятия для СМИ, клиентов и партнеров, начиная с пресс-конференций и пресс-ланчей, и заканчивая презентациями и выставками.


• В-четвертых, это умение находить и анализировать информацию, готовить сводки и рекомендации по направлению PR. Здесь пригодятся знания в области медиа-мониторинга и отслеживания упоминаемости бренда в СМИ через специализированные программы, сервисы, или вручную.


• В-пятых, это наличие базы активных контактов с журналистами, редакторами и блогерами, а также умение устанавливать нужные связи для сотрудничества на безвозмездной или бартерной основе.


• В-шестых, не лишним будет знание медиапланирования, антикризисного PR, а также PR первых лиц.


Персональные характеристики

Главным, естественно, являются коммуникативные навыки, т.е. умение и желание общаться с разными аудиториями, как вербально, так и невербально; неплохо уметь держаться перед камерой и обладать навыками публичных выступлений. Кроме того, от пиарщика часто требуется ответственность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение работать в условиях deadline, способность быстро учиться и желание развиваться в профессии. Приветствуются здоровые амбиции.


Портфолио и тестовое задание

И последнее…Идеальный пиарщик должен иметь солидное портфолио, а также быть готовым к выполнению тестового задания в рамках трудоустройства – обычно, это написание пресс- или пост-релиза по какому-то поводу.


Вместо вывода

Если объективно взглянуть на портрет идеального специалиста по связям с общественностью, получается, что это крайне сложная профессия, о которой большинство начинающих пиарщиков думают с точностью до наоборот. Здесь нужно много знать, много уметь, хорошо выглядеть и постоянно развиваться. Но если вам действительно нравится специфика работы в PR, и вы готовы стремиться к профессиональному совершенству, идеальная работа и успешная карьера не заставят себя долго ждать!

6
5
4
3
2
1